НАЙДИТЕ ЗОНТИК!
Найдите зонтик!
Ветеран ДВД из Алматы запатентовал новую методику поиска потерянных вещей и собирается открыть в Караганде филиал своего бюро находок. Ключи и сотки, кошельки и сумки, домашние животные и документы. Найти обещают все, вплоть до зонтиков.
Александр Пинигин работал в органах внутренних дел в Кустанае. В 1991 году вышел на пенсию. Перестроечные времена были тяжелыми. Люди едва сводили концы с концами. Чтобы как-то повысить уровень жизни, Александр Николаевич работал охранником, потом продавал пончики на базаре. Так продолжалось до тех пор, пока в голову ветерану не пришла хорошая идея — организовать собственное бюро находок в Алматы. Причем бюро не простое, а высокотехнологичное. Старые столы находок работали по давно устаревшим принципам: нашел — принеси, потерял — попробуй найди, а еще лучше — забудь. На тот момент пользователи Интернета начали осваивать первые социальные сети, стали доступны сотовые телефоны. И Александр Николаевич решил, что нельзя игнорировать все эти достижения, надо использовать их для того, чтобы искать потерянное. И разработал новую модель поиска: создал общую базу потерянных вещей, объявил всем, кто что-то потерял или что-то нашел, что они могут звонить, слать СМС и сообщать, что найдено и что потеряно. При этом никаких вещей ему не приносили, ведь склада из своей конторы он делать не планировал. Люди, которые находили вещи, просто сообщали свои контактные данные, а Александр Николаевич или его сотрудники затем звонили растеряхам, и те получали телефон человека, у кого была их сумочка, ключи, собака или ноутбук. Еще один плюс — служба работает круглосуточно и ждать, мучаясь от тревоги до утра, не приходится.
Работа пошла успешно, по словам ветерана, сегодня бюро «ПАНиКа» удается найти до 80% потерянных вещей, в то время как в полиции эти цифры в разы меньше.
Алматинцам идея понравилась, здесь уже никто не проходил мимо связки ключей на асфальте, или чистенькой, явно домашней кошечки в подъезде, или пса с ошейником. Так находились говорящие попугаи, которые залетали в чужие форточки, а однажды пинкертоны «горячей линии» вернули хозяину улетевшего сокола-балапана и даже… заблудившихся коров. Случается, что хозяева не хотят забирать потерянные вещи, так, например, было после празднования Нового года с костюмом Деда Мороза и Снегурочки.
— Видать, перебрали в праздник спиртного, а признаваться, что потеряли костюмы по пьяному делу, не хотелось, — смеется Александр Николаевич.
Еще один послепраздничный казус — хозяин машины, видимо, как следует «оторвался» на праздники в ресторане, а где оставил машину, вспомнить не смог. Пришлось звонить в бюро находок, а там быстро нашли бесхозную машину, сиротливо припаркованную на частной стоянке.
Но чаще всего бюро приходится иметь дело с потерянными документами: удостоверениями, паспортами — казахстанскими и иностранными, военными билетами, правами на машину и тому подобными, жизненно важными бумагами.
— В Алматы ежедневно теряют документы две тысячи человек, в основном из-за карманных краж, — говорит Александр Николаевич. — Впоследствии по этим документам совершается очень много мошеннических действий.
Пинигин приводит примеры. Елена, 1966 года рождения, потеряла документы два года назад. Пока женщина была за границей, по ее документам получили большой кредит, в результате наложили арест на ее квартиру.
Тридцатилетний Ерболат в декабре 2006 года потерял пакет документов — удостоверение личности, водительское удостоверение, РНН, СИК. А уже через четыре дня по его документам был получен кредит, в январе мужчина узнал, что ему придется в течение полугода платить кредит по 18 тысяч тенге в месяц.
Сумелла, 1951 года рождения, в марте 2003 потеряла удостоверение личности. Получила новые документы через год, а еще через полтора года женщине пришло письмо от компании «Кар-Тел», что на ее имя оформлены три номера сотовых телефона с задолженностью за разговоры 18600 тенге.
Молодой человек по имени Ерлан получил новое удостоверение личности в 2001 году, а в 2007 году в бюро находок «ПАНиКа» принесли удостоверение личности на его имя, но с чужой фотографией. Позже выяснилось, что по подделанному документу продавали от имени мужчины землю в поселке Баганашил и взяли залог в 1600 долларов.
Ахметжан, 1969 года рождения. В 2005 году потерял удостоверение личности, свидетельство о регистрации ТС и оставил заявку в бюро находок. А спустя некоторое время его документ оставили в залог за 12 тысяч тенге. Когда же мужчина поехал в ГАИ заверить доверенность, его там арестовали, так как по базе данных полицейских он… числился в розыске.
Некий Нурлан в 2008 году потерял удостоверение личности, водительское удостоверение, техпаспорт, а спустя несколько месяцев мужчину вызвали в суд… по факту его задержания в состоянии алкогольного опьянения за рулем чужого автомобиля.
И таких случаев в бюро находок зафиксировано несколько десятков.
— К сожалению, нашим государством не ведется единая база утерянных документов, и в государственном реестре услуг находок и потерь не предусмотрен человек, который бы занимался такой работой, — сокрушается Александр Пинигин. — Мы предлагали в ЦОНах посадить наших сотрудников, нам отказали. Я не понимаю, почему услуги ксерокопирования, продажа сим-карт, булочек и пирожков разрешаются, а посадить в Центрах наших представителей нельзя? Я встречался с министром внутренних дел РК Каирбеком Сулейменовым, ему понравилась моя идея создания «Единого Республиканского центра регистрации утерянных и найденных документов», но тогда не было Закона «О государственно-частном партнерстве», а Калмуханбет Касымов не захотел с нами работать.
В рамках единого центра ветеран хотел создать 600 рабочих мест по всему Казахстану, полную базу данных утерянных и найденных документов, которой бы пользовались все государственные правоохранительные органы, банки, торговые организации и другие. По словам ветерана, это бы значительно снизило материальный ущерб государству, банкам, фирмам и простым гражданам от мошеннических действий.
Кстати, на сегодняшний день высокотехнологичный стол находок ежеквартально сдает в полицию несколько сотен найденных, но невостребованных документов, за годы работы это цифра перевалила за десятки тысяч. Среди растерях не только казахстанцы, но и иностранцы.
Свою методику работы стола находок ветеран запатентовал, причем не только в Казахстане, но и на международном уровне, теперь никто, кроме него, не может пользоваться точно такой же. Он уже открыл филиалы своей фирмы в нескольких городах, в том числе в северной столице, сейчас ведет переговоры по открытию филиала в Караганде, но останавливаться на этом не собирается — в его планах искать потери в России, Америке и других странах мира.
Алена ПАНКОВА,
http://kriminalka.kz/