15 миллиардов за беспечность
Ежедневно тысячи казахстанцев теряют свои документы. При этом граждане не спешат заявить о пропаже в полицию. Беспечность становится причиной разгула мошенничества во всех мыслимых и немыслимых простому обывателю формах.
Известный литературный герой Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег. Но анализ статистики и изучение тысяч уголовных дел показывают, что наши граждане становятся жертвами почти десятка нехитрых способов обмана и похищения их имущества, рассказывает начальник департамента Генеральной прокуратуры РК Булат Дембаев. Генеральная прокуратура Казахстана приводит неутешительные цифры. В стране за последние пять лет число мошенничеств возросло почти в 3,5 раза. Раскрывается лишь каждое третье дело. А ежегодный ущерб от мошенничества оценивается в среднем в 15 млрд тенге. Такова цена неосторожности казахстанцев.
Главное в деле мошенников – придать серьезность, деловитость и юридическую форму своим намерениям. Самые популярные и успешные схемы в сфере присвоения денежных средств – это получение денег в долг (30%), приобретение недвижимости (6%), земельных участков (2%), оформление кредитов (7%), в среде малого бизнеса (13%), «мнимое» трудоустройство (4%), телефонное и интернет-мошенничество. Правоохранители признают, что расследовать уголовные дела по таким фактам очень сложно. У этого вида преступности высокая латентность. Жертвы не обращаются в правоохранительные органы, зная, что их «просьбы» связаны с незаконными действиями. Основная масса казахстанцев оказывает пассивную поддержку мошенничеству. Оказывается, как минимум 10 процентов таких преступлений совершаются благодаря тому, что в руки мошенников попадают документы простых граждан. И тут открывается невероятной широты поле для деятельности или полета фантазии. Криминальная хроника пестрит примерами того, в каких целях могут быть использованы похищенные или потерянные документы. Самое популярное – оформление кредитов в банках второго уровня и торговых центрах, оформление фиктивных фирм-однодневок для отмывания и обналичивания крупных денежных средств.
Так, например, в 2013 году лжепредприниматели обналичили в банках Казахстана 511 млрд тенге. В среднем через одно лжепредприятие обналичивается от 100 до 500 млн тенге. Более того, утерянные документы подбрасывают на места преступлений, с утерянными документами по стране и за ее пределами свободно могут передвигаться преступники разных мастей; по утерянным документам незаконно вывозят капитал, легализуют «грязные» деньги, ввозят контрабанду и, естественно, уходят от налогов.
Об этом рассказал генеральный директор бюро находок «ПАНиКа», ветеран МВД Александр Пинигин. «Ежеквартально мы сдаем в различные государственные органы Алматы по принадлежности несколько сотен найденных и невостребованных документов. По нашим наблюдениям, только в Алматы ежедневно теряют документы (в основном из-за карманных краж) около 2000 человек. По республике эта ежедневная цифра доходит до 10000 человек. Большинство документов – примерно 80% – были украдены», – считает Александр Пинигин. Как подчеркивает глава казахстанского бюро находок, подавляющее большинство казахстанцев, потеряв документы, не торопятся идти с заявлением в полицию. «Ежедневно мы говорим потерпевшим, что нужно идти в полицию, что там должны зарегистрировать факт пропажи документов, что это очень серьезный вопрос. Но граждане не идут по ряду причин, одна из которых – процедура займет очень много времени. Быстрее просто восстановить документы. И люди даже не задумываются, что с помощью их документов мошенники уже приступили к махинациям. А платить по чужим счетам придется простому гражданину», – говорит Пинигин. В практике эксперта таких примеров множество.
Вот лишь несколько историй. По понятным причинам герои теперь тщательно скрывают свои данные.
«Гуля в 2012 году потеряла документы. В сентябре 2013 года ей сообщили, что в двух банках на ее имя оформлены денежные кредиты по 800 000 (восемьсот тысяч) тенге, а в июне 2013 года в одном из торговых центров на ее имя оформлен кредит на покупку оргтехники на сумму 700 000 (семьсот тысяч) тенге.
А вот другой случай. Жадыра в 2012 году потеряла документы и сразу восстановила. Но по ее старым документам были взяты два кредита в разных банках по 1 млн тенге и еще оформлен кредит на покупку стиральной машины, планшета и мобильного телефона.
Алибек в 2009 году потерял удостоверение личности. Получил новый документ. В 2011 году выяснилось, что на его имя были открыты две фирмы-однодневки. В августе 2014 года по его утерянному документу снова открыли фирму-однодневку. Через эти фирмы обналичивали сотни миллионов тенге.
Жанна потеряла печать ИП в январе 2015 года. В октябре того же года пришла повестка в суд. По ее печати оформили кредит на ИП и купили 33 мобильных телефона по цене 40 тысяч тенге каждый», – привел лишь несколько примеров директор бюро находок.
Основываясь на своем опыте, Александр Пинигин считает, что эта проблема является вопросом экономической и государственной безопасности Казахстана. В связи с этим организация вышла к государственным органам с предложением создать государственно-частное партнерство – единый республиканский центр регистрации утерянных и найденных документов. Главная цель – чтобы правоохранительные органы могли в любой момент отслеживать движение утерянных документов по республике и за ее пределами. Однако сейчас министерства и ведомства указывают на то, что деятельность по поиску утерянных вещей не связана с оказанием государственных услуг – таков ответ комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК. А кроме того, госорганы апеллируют к тому, что информация, касающаяся физического и юридического лица, не может находиться в открытом доступе, законодательство Казахстана охраняет персональные данные (ответ департамента миграционной полиции Министерства внутренних дел РК). А потому казахстанцы должны расстаться со своей беспечностью и сами нести ответственность за сохранность своих документов, свободы, кошелька и честного имени.
В Цифрах По итогам девяти месяцев 2015 года в Казахстане зафиксирован рост преступлений по фактам мошенничества на 11,4 процента в сравнении с прошлым годом – 28372 случая против 31595. В целом мошенничество совершил 5561 человек, из них к уголовной ответственности привлечены 2279, а 3280 освобождены от уголовной ответственности в связи с прекращением дела.
Алина БЕКИРОВА,
Алматы http://liter.kz